Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Диспансеризация

         


                                                                                       
                                                                                  >>Видео ролик<<
    
                Возможности прохождения диспансеризации определенных групп взрослого населения
  • Диспансеризация – это система регулярных наблюдений за детьми. Под диспансе­ризацией в педиатрии понимается система организационных и лечебных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками, заключающаяся в систематическом наблюдении за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, обеспечи­вающих оптимальное развитие ребенка и предупреждение заболеваний.
  • Цель диспансеризации – это раннее выявление неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития. 76% жителей Российской Федерации умирают от хронических неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания, болезни органов дыхания, сахарный диабет. Если выявить эти болезни на ранней стадии и вовремя начать лечение, то можно избежать серьезных проблем со здоровьем в будущем. А если вовремя выявить и скорректировать факторы риска таких заболеваний (повышенное артериальное давление, повышенный холестерин, повышенный сахар крови, ожирение, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание и низкую физическую активность), то страшное заболевание никогда не возникнет. Именно на это и направлена диспансеризация.

Диспансеризацию могут бесплатно пройти все взрослые граждане с 21 года, которые работают, не работают или учатся на очной форме обучения.

Обследование состоит из двух этапов. Сначала пациент проходит первичный осмотр и анкетирование в кабинете медицинской профилактики поликлиники. Затем его направляют на определенный перечень диагностических исследований. Это может быть анализ крови, УЗИ, флюорография и другие исследования - их количество варьируется в зависимости от возраста человека. Пройдя все назначенные исследования, пациент попадает на прием к своему участковому терапевту, который проводит заключительный осмотр, подводит итог диспансеризации, дает пациенту необходимые рекомендации. На этом первый этап диспансеризации заканчивается. Если же у пациента обнаружено хроническое заболевание или очень высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний, то врач направляет пациента на второй этап диспансеризации – дополнительные обследования и консультации «узких» специалистов.

Тем, кто желает пройти диспансеризацию, необходимо обратиться в свою поликлинику по месту жительства: в регистратуру или в кабинет медицинской профилактики. Там человеку объяснят, где и как он может пройти обследование, согласуют с ним ориентировочную дату диспансеризации. Диспансеризацию человек может проходить раз в 3 года. Если в этом году по возрасту он не подпадает под диспансеризацию, он может бесплатно пройти профилактический медицинский осмотр.

Осмотр детей врачами-специалистами и лабораторно-диагностические исследования определены в приказе Минздрава РОССИИ  от 21.12.2012 N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», зарегистрированным в Минюсте России 02.04.2013 N 27961.

В случае возникновения острого заболевания диспансерный период наблюдения предусматривает лечение больного малыша до полного выздоровле­ния. При хронических формах патологии осуществляется активное дина­мическое наблюдение с целью профилактики обострений и оздоровле­ния маленького пациента.

Кто это делает?

Весь комплекс профилактических мероприятий на участке совместно с педиатром осуществляют участковая медицинская сестра, медсестра прививочного кабинета. В дис­пансеризации здоровых детей принимают участие врачи-специалисты и лаборанты.

Диспансерное наблюдение за неорганизованными детьми после окон­чания периода новорожденности участковый педиатр осуществляет на профилактических приемах.

Дети посещают детскую поликлинику в строго регламентированные сроки:

-  на первом году жизни – ежемесячно, а дети из групп риска должны осматриваться чаще;

- на втором году жизни – один раз в квартал;

- на третьем году – один раз в 6 месяцев;

- на четвертом, пятом, шестом годах жизни – один раз в год в месяц своего рождения.

Основная задача педиатра при профилактическом осмотре – опре­делить уровень здоровья и развития, выявить наличие отклонений в со­стоянии здоровья у ребенка, назначить корректирующие мероприятия. Для качественного проведения профилактического осмотра рекоменду­ется использовать следующую последовательность действий:

- исследовать состояние здоровья по принятым критериям;

- провести комплексную оценку состояния здоровья с определени­ем группы здоровья, группы риска;

- дать рекомендации в зависимости от состояния здоровья;

- оформить эпикриз в истории развития (карточке) ребенка.

  • Когда малыш только с роддома.

Перед профилактическим осмотром в поликлинике ребенка на дому посещает медсестра и выясняет, как выполнялись рекомендации педи­атра, наличие жалоб у матери, характер и особенности вскармливания ребенка. При осмотре обращается внимание на цвет кожи и слизистых, физиологические отправления, оценивается нервно-психическое разви­тие ребенка, особенности его поведения.

Медсестра дает советы по уходу, вскармливанию, обучает мать эле­ментам массажа, гимнастики, закаливания, оформляет свой патронаж в истории развития и приглашает мать на прием к педи­атру. Во время каждого профилактического осмотра педиатр должен уточ­нить анамнез, проанализировать данные о перенесенных заболеваниях, изменения во вскармливании, социальных условиях за период с преды­дущего осмотра, выявить жалобы. На приеме ребенку проводятся антро­пометрические измерения (масса тела, длина, окружность головы и гру­ди). Уровень и гармоничность физического развития оценивается по центильным таблицам.

По данным патронажа медсестры и из беседы с родителями, соглас­но показателям нервно-психического развития, выстав­ляется группа нервно-психического развития, и оценивается поведение ребенка. После объективного осмотра врач выставляет диагноз: «здоров», «угро­жаемый по какой либо патологии» (группа риска), или «болен» (диагноз), а также указывает группу здоровья с первой по пятую, группу риска.

На приеме матери даются рекомендации по режиму, по рациональ­ному вскармливанию, виду закаливающих процедур и воспитания ребен­ка. Решается вопрос о проведении профилактических приви­вок, а при наличии противопоказаний оформляется медицинский отвод. С родителями проводится санитарно-просветительная работа. Все дан­ные вносятся в историю развития в виде унифицированных записей.

  • С года до школы.

Содержание профилактических осмотров неорганизованных детей от 1 до 7 лет и схема записи в истории развития остаются прежними. Особое внимание обращается на частоту, длительность и тяжесть острых заболе­ваний (для оценки резистентности организма), оценку функционального состояния организма ребенка и его поведение, оценку психологической готовности к садику и школе, прогноз адаптации, проведение профилактических прививок.

Ведущее место в рекомендациях педиатра для детей этой возрастной группы занимают режимные моменты, изменения в питании, методы за­каливания, физического воспитания, нервно-психическое развитие (в ча­стности — развитие навыков речи).

  • В школу.

Перед поступлением в школу ребенок должен пройти диспансеризацию и получить медицинскую карту. Диспансеризация представляет собой комплексное медицинское обследование состояния организма ребенка.

В ходе диспансеризации врач педиатр должен оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка, определить группу здоровья и группу для занятий физкультурой.

Начало школьной жизни является серьезным испытанием для детского организма! Как правило в начальных классах школы проявляются многие проблемы со здоровьем, которые со временем могут перерасти в хроническое заболевание. Поэтому стоит подойти к диспансерному осмотру ответственно.

Диспансеризация ребенка – дело не такое сложное и затратное по времени, как это кажется по началу, а усилия родителей стоят того, чтобы быть уверенным, что здоровье не подведет и не станет помехой учебе.

  • 1. Осмотр врача педиатра

Задача врача-педиатра заключается в том, чтобы составить  самое полное представление о состоянии организма ребенка, о характере его питания, образе жизни в семье, психологическом и социальном окружении. Необходимо понять, что волнует родителей и выявить проблемы со здоровьем. Поскольку прием «узких» специалистов обычно ограничивается только обследованием конкретного органа или системы,   только врач педиатр объединяет и анализирует результаты этих обследований, а затем представляет родителям наиболее полную и объективную картину здоровья их ребенка.  

  • 2. Лабораторные исследования

Первый анализ – клинический (общий) анализ крови. Этот анализ показывает содержание гемоглобина, лейкоцитов (клеток крови, защищающих организм от инфекции), эозинофилов (маркеры аллергии и глистной инвазии) и других форменных элементов крови. Другие необходимые исследования – общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов и соскоб на энтеробиоз для исключения остриц и прочих паразитов. По показаниям могут понадобиться проведение УЗИ органов брюшной полости, консультация гастроэнтеролога.

  • 3. Осмотр ортопеда

Врач ортопед обследует состояние позвоночника ребенка, выявляет нарушения осанки, плоскостопие, другие проблемы опорно-двигательного аппарата, если они имеются, и проводит их коррекцию. Современные методы обследования позволяют выявить малейшие отклонения в развитии позвоночника, что сегодня есть почти у всех. Нарушения осанки обычно начинаются еще в раннем грудном возрасте, поскольку большую часть дня сидящие в колясках малыши проводят в сгорбленном состоянии. Затем начинается сидение за рисованием, просмотром телевизора и конечно за компьютером. В результате такого малоподвижного образа жизни и привычных поз формируются слаборазвитые, вялые спинные мышцы, которые не могут удерживать позвоночник в вертикальном, симметричном положении. Кроме того, на 6–7 лет приходится так называемый период физиологического вытяжения  (интенсивного роста) ребенка: малыш активно тянется вверх, и его костно-мышечная система становится особенно уязвимой. При необходимости врач рекомендует специальный комплекс упражнений лечебной физкультуры, массаж, занятия спортом или танцами. Чтобы  свести к минимуму "вредности" школьного обучения, надо избавить детей от таскания тяжестей. В идеале детям вообще лучше не носить ничего, кроме тетрадей, и иметь два комплекта учебников – для школы и для дома. При выборе школьной сумки лучше предпочтение отдать традиционному ранцу с жесткой спинкой, который позволяет равномерно распределять тяжесть его содержимого.

  • 4. Осмотр окулиста

За последнее десятилетие число  нарушений зрения у дошкольников увеличилось почти в 2 раза. Причинами снижения остроты зрения и других нарушений являются запредельно большие нагрузки на зрительный аппарат, вредные привычки и даже родовые травмы. Период с 7 до 10 лет является наиболее уязвимым для зрительной системы. В этом возрасте могут происходить основные патологические изменения (такие, как  спазм аккомодации, близорукость,  и другие нарушения), которые с годами только прогрессируют. К тому же в школе в разы увеличивается нагрузка на зрительный анализатор ребенка. Поэтому перед школой и через полгода после начала ее посещения обязательно нужно пройти профилактический осмотр у окулиста. Если в семье есть родственники с нарушением зрения (близорукость, дальнозоркость), то встречи с окулистом должны быть каждые полгода – для того, чтобы вовремя выявить возможную проблему и заняться ее коррекцией.   Во время консультации поинтересуйтесь у доктора, какой зрительный режим нужно соблюдать, чтобы не подвергать зрительный аппарат  ребенка слишком большой нагрузке; за какой партой и на каком расстоянии от школьной доски лучше сидеть ребенку. Обязательно подготовьте к школе рабочее место будущего ученика, чтобы оно было достаточно хорошо освещено, свет падал с левой стороны.     Объясните ребенку, что до выполнения домашнего задания нельзя смотреть телевизор и играть на компьютере, что через 15 минут чтения или письма надо делать перерывы для физических упражнений.

  • 5. Осмотр невролога

Детский невролог оценивает нервно-психическое развитие ребенка. Во время осмотра врач проверяет реакцию ребенка на внешние раздражители (свет, звук), какими навыками обладает ребенок, исследует мышечную силу и тонус мышц, координацию, рефлексы и чувствительность. Эта информация помогает неврологу определить, нет ли проблем в нервной системе. В сферу компетенции детского невролога входят головная боль, расстройства внимания и проблемы поведения, нарушения сна, тревожность, нервные тики и прочее. На осмотр к неврологу желательно прийти с заключением окулиста. В частности, для невролога важен осмотр глазного дна. При необходимости дополнительных исследований назначается УЗИ головного мозга, а также магистральных артерий и вен шеи. В конце приема невролог даст рекомендации по проведению правильной адаптации к школе.

  • 6. Осмотр хирурга

Детский хирург занимается проблемами организма, которые необходимо исправлять хирургическим путем.   Детский хирург  выявляет грыжи, заболевания половых органов мальчиков. Если у мальчика были выявлены проблемы с половыми органами (фимоз, крипторхизм, орхит и другие) правильно будет обратиться к специалисту урологу-андрологу. Этот специалист поможет устранить выявленную патологию и предотвратить в будущем у молодого человека развитие мужского бесплодия.      

  • 7. Осмотр ЛОР-врача (Отоларинголог)

Детский ЛОР занимается диагностикой и лечением заболеваний уха, горла и носа, отсюда и название его специальности. Перечисленные органы являются входными воротами для множества инфекций.  Консультация ЛОР-врача включает осмотр уха, горла, носа, гортани, в случае выявления заболеваний – назначение лечения. И обязательно – рекомендации по профилактике. Значительная часть детей после 3 лет страдает увеличением аденоидов, хроническим тонзиллитом.  Гипертрофированные и воспаленные миндалины – это постоянный очаг инфекции в организме, вследствие чего такие малыши часто простужаются и не могут нормально посещать детский сад. Поэтому, чтобы данная проблема не перешла вместе с ребенком в первый класс школы, очень важно провести санацию (лечение до полного выздоровления) на раннем этапе. Здесь большое значение имеют комплексные мероприятия, направленные на укрепление иммунитета: лечебная физкультура, закаливание, курсы витамино- и фитотерапии, то есть лечение травами, может помочь гомеопатия. Только все перечисленные назначения должны быть сделаны врачом, а не по интернету или по совету друзей. Также нельзя самостоятельно, без согласования с лечащим врачом прерывать назначенный  курс лечения. Этим вы можете только навредить своему ребенку.  

  • 8. Логопед

Этот специалист занимается диагностикой речевого развития, коррекцией нарушений звукопроизношения, выявляет предрасположенность к дисграфии и дислексии, дает советы по их профилактике. Показать ребенка логопеду перед школой особенно важно: к 6 годам речь ребенка должна быть полностью сформирована, все звуки ребенок должен уметь произносить правильно. Если этого не произошло, логопед должен срочно назначить курс занятий по постановке проблемных звуков.  

  • 9. Стоматолог

Регулярное  посещение стоматолога должно войти в  практику с раннего возраста, к тому же как раз в возрасте 7 – 8 лет у ребенка начинается смена молочных зубов на постоянные, и если к этому времени молочные зубы малыша уже вовсю поражены кариесом, то вновь выросшие постоянные зубы также будут недолговечны. Конечно посещение стоматолога – это серьезный стресс и для родителей и для ребенка. Поэтому важно как найти хорошую клинику, персонал которой в игровой форме сможет уговорить ребенка без криков и слез открыть ротик и показать зубки, так и правильно настроиться самим, поскольку волнение и нервозность родителей быстро передадутся малышу, и тогда уже самому веселому и доброжелательному доктору будет крайне сложно установить необходимый контакт с ребенком. В общем лечение зубов у ребенка конечно дело не простое, но крайне необходимое, и сделать его нужно перед школой обязательно.

  • 10. Психолог

Психолог определяет уровень психологической зрелости, готовности ребенка к школе.   Консультация происходит в форме беседы, возможно применение различных тестов. Главное, чтобы у ребенка была сформирована мотивация, и в школу он шел с интересом, а не со страхом, как бывает у чрезмерно опекаемых детей. Объясните ребенку, что в школе он узнает много нового и интересного, найдет себе друзей, станет более самостоятельным. Перед походом в школу ребенок уже должен осознавать необходимость слушаться взрослых, учителя, подчиняться установленным правилам и распорядку. Если с этим пока есть проблемы, их как раз и должен помочь решить психолог.  Возможно, специалист выявит недостаточный уровень развития моторики. Преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием.

  • Завершающий визит

Завершается диспансеризация снова в кабинете педиатра. Врач выдает заключение о состоянии здоровья ребенка, основанное на результатах обследования, при необходимости  назначает лечение и советует, на что надо обратить особое внимание при адаптации ребенка к школе. Кроме того, врач сверяет график прививок. Малыш перед поступлением в школу должен иметь профилактические прививки по календарю обязательных прививок, утвержденному Минздравсоцразвития РФ. В 6 лет – вторую вакцинацию против кори, эпидемического паротита, краснухи, в 7 – вторую ревакцинацию против дифтерии и столбняка. При отрицательной пробе Манту проводят ревакцинацию против туберкулеза (БЦЖ).  Завершить проведение профилактических прививок необходимо за месяц до поступления ребенка в школу.

14-летних детей осматривают такие врачи специалисты, как педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, детский психиатр, акушер- гинеколог, детский уролог-андролог, детский эндокринолог, детский стоматолог. В поликлинике проводятся лабораторные и функциональные исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, исследование уровня глюкозы в крови, ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы, электрокардиография. Дополнительно по медицинским показаниям может проводиться исследования уровня гормонов в крови (пролактин, фолликулостимулирующий гормон, лютеинизирующий гормон, эстрадиол, прогестерон, тиреотропный гормон, трийодтиронин, тироксин, соматотропный гормон, кортизол, тестостерон)

В возрасте 15 лет, 16 лет, 17 лет подростков осматривают такие врачи специалисты, как педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, детский психиатр, акушер-гинеколог, детский уролог-андролог, детский эндокринолог, детский стоматолог, детский хирург, травматолог-ортопед. В поликлинике проводятся лабораторные и функциональные исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, исследование уровня глюкозы в крови. Электрокардиография. Флюорография легких.

По результатам осмотров подросткам назначаются лечебно­оздоровительные и реабилитационные мероприятия, которые проводятся в поликлиниках по месту жительства, при необходимости дети направляются на лечение и обследование в стационары города и санатории.

Диспансеризация включает: ежегодный Медицинский осмотр с проведением лабораторно-инструментальных исследований для выявления заболеваний в ранних стадиях, а также обследование лиц, имеющих факторы риска развития заболеваний; дообследование нуждающихся с использованием современных методов диагностики; определение состояния здоровья каждого человека; осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий больным и лицам с факторами риска и последующее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья.

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Специалисты бьют тревогу. Рождаемость несколько увеличилась, но здоровых детей становится все меньше. Массовые обследования школьников - диспансеризация - позволяют выявить заболевания и принять соответствующие меры.

Диспансеризация детского населения

Диспансеризация взрослого населения